Картина изображает мартышек в средневековых костюмах за жарким спором в трактире. Картина относится к популярному в Европе жанру синжери (от французского Singerie). В переводе с французского singerie означает обезьяньи выходки, шалости, проделки. В переносном смысле это комическая гримаса или забавный трюк. Английский эквивалент названия — monkey scene (обезьянья сцена). В искусстве обезьяна традиционно фигурировала как наиболее точная и живо узнаваемая, но несовершенная, карикатурная копия человека. В светской среде обезьяна отождествлялась с глупостью, сумасбродством, распущенностью, беспечностью, суетностью. Так что изначально образ обезьяны позволял художникам иносказательно осуждать и высмеивать неблаговидные человеческие свойства.Комические сценки с обезьянами были распространены во фламандской живописи 16 века. По одной из искусствоведческих версий, началом этой традиции стала известнейшая работа Питера Брейгеля Старшего «Две обезьяны», которую чаще всего трактуют как визуальную притчу о грехе скупости и грехе расточительности. (см. прикрепленный файл)
Высокий покупательский спрос на подобные сюжеты превратил их в доходное дело. Около 1575 года предприимчивый гравёр Петер ван дер Борхт включил фигуры обезьян в отдельную серию графических работ. Серия имела большой успех, закрепив популярность сенжери. (см. прикрепленный файл)
Далее интерес к этому жанру заказчиков-буржуа возрастает после создания 1600 году Ост-Индской компании, что привело к появлению в Европе ранее неизвестных экзотических пород обезьян. На сенжери зарабатывали Франс Франкен Младший, Себастьян Вранкс, Яна ван Кессель Старший. Но главными популяризаторами обезьяньих фокусов считаются фламандские мастера Давид Тенирс Младший и его брат Авраам. Сложно сочинённые и многофигурные композиции раскрывают противоречивую двойственность животной природы человека. Например парикмахерская, где услужливые обезьяны обихаживают вальяжных котов (см. прикрепленный файл)
Расцвет сенжери пришёлся на эпоху Рококо с её причудливыми, фантазийными формами. Особой популярностью жанр пользовался во Франции, где даже возникла мода на т. н. «обезьяньи комнаты». Блистательный образчик — интерьеры замка Шантийи: обезьяны в тканой обивке стен и мебели, лепных украшениях, рисунках ковров. Авторство приписывается художнику Кристофу Юэ, чьи выразительные образы послужили также образцом для знаменитого майсенского ансамбля расписных фарфоровых миниатюр.
В сенжери этого периода обыгрывались не только повседневные занятия людей, но и актуальные политические события, веяния моды, творческие практики. Так, программная работа Антуана Ватто — отклик на эстетические дискуссии своего времени, иллюстрация полемической идеи: «Искусство — обезьяна природы». (см. прикрепленный файл)
Со временем сенжери становятся более камерными, дидактизм ослабевает, злободневность смягчается изяществом художественной подачи. В 19 века проводниками сенжери в изобразительном искусстве снова становятся живописцы-голландцы, например автор данной композиции - Захари Нотерман (Zacharie Noterman or Zacharias Notermann (1820– 1890). Несмотря на то, что Нотерман родился и большую часть жизни проыел во Франции, он является представителем антверпенской школы. Первоначально Захари обучался старшего брата Эмануэля, жанрового художника, работавшего в Антверпене. Затем Нотерман продолжил изучение искусства в Академии изящных искусств Антверпена. В это время Захари Нотерман жил со своим братом в Антверпене. В 1860е гг. он переехал в Париж, где продемонстрировал свои работы на парижском салоне. Последние экспозиции датируются 1879 и 1880 годами.
Этот сайт использует cookies. Вы можете изменить настройки cookies в своём браузере.